Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
 +7 (495) 939-10-00 — справка МГУ
 +7 (495) 939-27-76 — деканат
Приемная комиссия
+7 (495) 939-36-57
  abiturient@mail.bio.msu.ru

Ежегодная Международная биологическая олимпиада для школьников… Для многих желанная, но лишь для единиц достижимая.

Авг 21, 2013
Ежегодная Международная биологическая олимпиада для школьников… Для многих желанная, но лишь для единиц достижимая. Айнур Максутов, Анна Абашева, Даниил Никитин, Виктория Лавренова - победители и медалисты МБО2013


«Международная олимпиада всегда вызывает массу эмоций и оставляет много воспоминаний. Помимо впечатлений от другой страны и общения с людьми со всего мира, это, конечно же, достаточно противоречивые ощущения от подготовленных заданий и структуры олимпиады».


Виктория Лавренова, двукратная серебряная медалистка Международной биологической олимпиады.


Ежегодная Международная биологическая олимпиада для школьников… Для многих желанная, но лишь для единиц достижимая. Это тот уровень проверки знаний, на котором мало какого бы то ни было количества заученных теоретических истин или более «сочной», но тоже до автоматизма отработанной последовательности действий в практическом туре. Это тот уровень, на котором девушки и юноши серьёзно доказывают, что образование, которое они получают в своей стране, чего-то стоит.  
В июле 2013 года в столице Швейцарии, Берне, Россию в Олимпиаде по биологии представляли: Анна Абашева (получила золотую медаль), Виктория Лавренова (получила серебряную медаль), Айнур Максутов (получил серебряную медаль) и Даниил Никитин (получил золотую медаль). Все они любезно согласились ответить на вопросы интервью и рассказали немало интересного как о самой олимпиаде и всем, что было с ней связано, так и о своем видении перспектив биологии как науки.
Все участники отметили, что на Международной олимпиаде времени для выполнения работы было больше, чем на Всероссийской. Заданий тоже было больше, и они были сложнее, чем на предыдущем этапе.  


«Международные задания больше основаны на умении анализировать и интегрировать данные, приведённые в самом вопросе, хотя, естественно, также требуют глубоких биологических знаний. В этом плане международная олимпиада более компетентна — учёный-биолог всегда может найти требуемый факт, а вот понимание «биологической сути» вопроса просто так не приобретается». Айнур Максутов.


Тестовую часть в этом году предлагалось решать на планшетных компьютерах, для исключения возможных разночтений между проверяющим и участником. Также были внесены изменения в систему подсчета баллов.


«Каждый вопрос содержит 4 утверждения, которые могут быть верными или неверными, что надо решить участнику. Если правильный ответ дается только на 1 из 4 утверждений, то баллов не ставится. Если на 2 или 3, то баллы ставятся, но меньше, чем если ставить баллы по линейному принципу».  Анна Абашева.


Большое значение придавалось практической части. На неё было отведено шесть часов. Школьникам предлагали пройти последовательно в 4 кабинета и выполнить в них ряд заданий. Времени на это дается в два раза больше, чем на всероссийской олимпиаде, но и уровень сложности у них выше.


«Время рассчитано впритык. Основное условие победы — не очень глубокие, базовые знания, ясный и быстрый ум, правильно спланированное время, ну и, конечно, внимательность. Также необходимо выдержать на одном уровне все 4 лаборатории, особенно учитывая сильнейшую усталость после каждой». Даниил Никитин.


Международная олимпиада это не одни соревнования. Еще это общение с другими командами, экскурсии, направленные на изучение культуры и обычаев страны, в которой проводится испытание.  Для участников проводились тематические вечера, был организован флешмоб на главной площади Берна, рок-концерт.


«Были проведены экскурсии по Берну, столице Швейцарии. Мы побывали в Альпах. От олимпиады осталось впечатление чудесного окружения и отзывчивых людей — беседы с гидами были интересными и тёплыми». Айнур Максутов.


«Нас будили примерно в 6- 7 часов утра и либо везли в Бернский университет на туры, либо на разнообразные экскурсии. Таковых было немало: обзорная прогулка по старинной части Берна, восхождение (на фуникулере) на одну из альпийских вершин, поход в пещеры, экскурсия в швейцарский парламент, и, в конце недели, бернский зоопарк. Также проводилось много мероприятий,  связанных с общением и подвижными играми. Непосредственно вечером перед практикой и теорией, мы все развлекались на стадионе, чтобы освежиться перед заданиями. В четверг, после теории, у нас была Швейцарская ночь, когда каждый мог сыграть на национальных трубах, попробовать приготовить фигурки из шоколада или вырезать их из дерева, попеть «йодлем»». Даниил Никитин.


«Концепция флешмоба была следующая. Вначале на площадь из разных мест приходят участники. Идут в белых халатах, строем, молча. По прибытии на площадь все снимают халаты. Каждую команду попросили нарисовать «портрет своей страны», была также возможность посмотреть на учебники биологии, по которым учатся в разных странах. Но главное не это. Во-первых, на площади был фонтан. В нем купались почти все, и мы, т.е. наша команда, конечно, в том числе. Чудесный момент!» Анна Абашева.          


Для того чтобы попасть на Международную олимпиаду, участники долго и усердно готовились к каждому этапу биологической олимпиады для школьников. Их пять: школьный, городской (районный), областной (региональный),  всероссийский и, наконец, международный. В этом им помогали их учителя по биологии, а затем и преподаватели биологического факультета МГУ, на базе которого была организована подготовка сборной к международной олимпиаде*.


«Биологический факультет МГУ сыграл центральную роль в моей подготовке к Международным биологическим олимпиадам, как в 2012, так и в 2013 годах. Другой возможности подготовиться к практическому туру олимпиады у меня не было». Виктория Лавренова.  


«Практически ни одно занятие в МГУ не проходило с единственной целью. Иногда мы занимались вещами, которые — мы это осознавали — вряд ли пригодятся нам на ‘межнаре’. Существует мнение, что для успешного выступления на ‘межнаре’ не нужно много знать, и оно во многом верно. Но совершенно необходимо при подготовке узнавать что-то новое, думать и размышлять над этим, только тогда можно завоевать на олимпиаде медаль и, если говорить о будущем, добиться чего-либо важного в науке. Сборы были полезны еще и потому, что они давали нам пищу для размышлений, возможность открыть для себя новое. Большое спасибо всем преподавателям, которые с нами занимались». Анна Абашева.     


«Нельзя не отметить роль Московского государственного областного университета, на основе которого проводятся сборы для школьников 9-х и 10-х классов. Кроме того, к нашей международной олимпиаде была проведена первоклассная практическая подготовка в области молекулярной биологии на базе Института молекулярной генетики под руководством Пупова Данила Владимировича». Айнур Максутов.


Кроме биологической подготовки, Даниил отметил важность подготовки и поддержки духовной:


«Убеждён, что духовная, молитвенная поддержка Духовника гимназии (Орловская православная гимназия, прим. авт.), о. Николая Евдокимова, послужила одним из серьёзных факторов нашей победы. Что касается биологической подготовки (речь идет о подготовке к начальным этапам олимпиады, прим. авт.), мне было предоставлен избыток времени на чтение и отработку практических навыков».


Интересно, что из команды, представляющей Россию, в классах с профилирующим естественнонаучным направлением учились только девушки. Айнур окончил гимназию с гуманитарным профилем, а Даниил — Орловскую православную гимназию. Впрочем, все четверо считают, что интерес к биологии, как к науке, появился у них именно в школе.

«Когда и как я начала серьезно изучать биологию? Просто в определенный момент, когда я была в 6 классе, мне стало интересно ею заниматься. Почему это случилось — наверно, благодаря учительнице, которая была у нас в то время. Впоследствии огромную роль сыграла ЛЭШ (летняя экологическая школа), на которую впервые я поехала в 7 классе. Совершенно чудесная школа. Также не могу не упомянуть Школьную биологическую олимпиаду биофака МГУ (ШБО) — одну из первых олимпиад, в которых я участвовала, и которую по сей день я считаю лучшей биологической олимпиадой». Анна Абашева.


«Живой природой увлёкся так давно, что не в состоянии вспомнить. Как  наукой заинтересовался тогда, когда узнал, что такое биология как наука — где-то в 9-10 классах, хотя база для этого накапливалась с 6 класса, когда я попал под руководство учителя биологии Гумеровой Флариды Рифовны». Айнур Максутов.


«Биологией я заинтересовалась в 6 классе благодаря учителю Назаровой Елене Даниловне, которая интересно и креативно преподносила материал на уроках. В седьмом классе я впервые приняла участие в региональной олимпиаде Московской области, выступая за 9 класс. Пришла первая победа, что ещё больше подогрело мой интерес к биологии, как к науке. Начала читать дополнительную литературу, пыталась вникнуть в фундаментальную логику биологических знаний, выстроить систему причинно-следственных связей». Виктория Лавренова.


«Интерес к дикой природе возник у меня с раннего детства, но поначалу он исчерпывался просмотром картинок во всяких популярных энциклопедиях. Далее открыл для себя роскошные фильмы ВВС… Однако с 6-го класса меня заинтересовала учительница гимназии, и следующие три года я занимался с ней. А с восьмого класса появилась и мотивация к занятиям — стал участвовать в биологических олимпиадах. То есть, примерно с 8-го класса перешёл от научно-популярной литературы к серьёзному и осмысленному обучению. И, наконец, с 9-10 класса открыл для себя мир научного общения — став призёром на Всероссийской олимпиаде, впервые попал на учебно-тренировочные сборы по подготовке кандидатов в международную российскую сборную. С этого момента осознал свою мечту — попасть на Международную биологическую олимпиаду». Даниил Никитин.


Стоит отметить, что Даниил и Виктория в этом году поступили на биологический факультет МГУ. Айнур решил найти себя в МФТИ, а Анне еще предстоит год обучения в школе.


*В своих ответах на предложенные им вопросы интервью все участники благодарят работавших с ними преподавателей биологического факультета МГУ за полученные теоретические и практические знания. А именно: В.В. Асеева, Н.В. Беляеву, Г.А. Белякову, А.С. Бэера, Е.В. Богомолову, В.А. Дубынина, В.С. Дуженко, М.Л. Ловатя, А.А. Осмоловского, И.И. Полетаеву, А.М. Рубцова, Д.Д. Соколова, В.В. Чуба.  


Глеб Швецов (МГОУ), Виктория Лавренова, Галина Белякова (Бифак МГУ), Айнур Максутов, Даниил Никитин, Анна Абашева, Александр Рубцов (Бифак МГУ).

Автор текста: Дегтярёва Елена

Последние новости