Ботанический сад биологического факультета МГУ участвует в новом проекте Европейского союза «INQUIRE», который направлен на развитие интереса к науке у школьников и широкое внедрение в образовательные системы европейских стран (общего и дополнительного образования) новых образовательных технологий и методов обучения (IBSE), основанных на развитии внеклассной научной проектно-исследовательской деятельности школьников (LOC- Learning Outside the Classroom).
Программа IBSE (INQUIRE BASED SCIENCE EDUCATION) разрабатывается с учетом современных подходов к обучению школьников и призвана вовлечь учащихся в процесс научного поиска. В широком плане ее можно рассматривать как ключ к формированию научной грамотности школьников и представлений о том, что собой представляет наука и как происходит процесс познания в науке.
К сожалению, в развитых европейских странах на сегодняшний момент сложилась ситуация, когда традиционные методы обучения уже не способны мотивировать большинство учащихся к обучению, чем и объясняется необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс.
Участники проекта надеются, что разрабатываемая программа поможет решить эту проблему и откроет новые возможности для организации эффективного и интересного образовательного процесса, что с его помощью будет создана та образовательная среда, которая стимулирует школьников к проведению собственных исследований и сделает как преподавание, так и обучение увлекательным и результативным.
Основная идея разрабатываемой программы состоит в том, чтобы знания, которые получают учащиеся, будут строиться на базе активного процесса обучения: путем выдвижения и проверки гипотез и их обсуждения с учителями и одноклассниками, а также на основе экспериментов и наблюдений.
Развивая такой практико-ориентированный и деятельностный подход к образованию, программа IBSE будет способствовать получению учащимися осмысленных знаний и развитию интереса к учебе.
Цели проекта INQUIRE:
- Масштабное внедрение программы в систему общего и дополнительного образования
- Распространение передовых педагогических технологий и методик через обучение преподавателей школ
- Создание взаимодействующего сообщества преподавателей школ и вузов, системы дополнительного образования, методистов, научных работников в целях реализации программы и развития проектно-исследовательской деятельности школьников
- Предоставление помощи учителям и преподавателям системы дополнительного образования в реализации программы внеклассного обучения школьников
- Вовлечения молодежи в научные дискуссии по проблемам сохранения биологического разнообразия, охране окружающей среды и изменения климата
- Установление тесного взаимодействия между учеными-исследователями и теми, кто разрабатывает образовательные программы и осуществляет образовательный процесс.
- Оказание поддержки в формировании общеевропейских стандартов по оценке образовательных программ для школьников (включая дополнительное образование)
- Выявление преимуществ образования на основе исследовательской деятельности школьников
- Изучение опыта внедрения инноваций в учебные программы
- Поощрение и стимулирование знакомства с науками о природе детей с самого раннего возраста
- Укрепление уверенности среди девушек в своих способностях и возможностях в занятии наукой
В проекте INQUIRE участвуют 17 партнеров из 11 стран под общим руководством Ботанического сада Иннсбрукского университета (Австрия) и при поддержке Международного совета ботанических садов. По его итогам будет разработан учебный курс внешкольных занятий (60 часов), основанный на практических исследованиях, а также научные методики и методы оценки результатов обучения.
С помощью обучения учителей, постоянного наставничества и распространения передового опыта новый курс будет распространяться максимально широко в целях закрепления этого педагогического подхода в образовательных системах стран Европы.
Содержательная часть курса будет сосредоточена на крупнейших глобальных вопросах 21-го века — потеря биологического разнообразия и изменение климата – используя как опубликованные, так и новые вновь разрабатываемые учебные ресурсы.
Использование ресурсов ботанических садов и других просветительских организаций в образовательных целях – это прекрасная возможность для расширения образовательной среды и детей и взрослых. Привлечение таких учреждений к обучению учителей инновационным методам преподавания, основанным на непосредственном общении с живыми объектами природы, может стать эффективным способом внедрения деятельностного и практико-ориентированного обучения в школах.
Перечень партнеров по проекту INQUIRE:
- Иннсбрукский университет, институт ботаники (Австрия)
- Международный совет ботанических садов (Великобритания)
- Университет королевского колледжа г. Лондон (Великобритания)
- Музей естественных наук г. Тренто (Италия)
- Королевский ботанический сад Кью (Великобритания)
- Королевский ботанический сад г. Мадрид (Испания)
- Бременский университет, Интитут биологического образования (Германия)
- Софийский университет (Болгария)
- Национальный ботанический сад Бельгии
- Школьный центр по изучению биологии, г. Ханновер (Германия)
- Ботанический сад г. Бордо (Франция)
- Ботанический сад г. Коимбра (Португалия)
- Ботанический сад Московского государственного университета (Россия)
- Музей естественных наук, Ботанический сад г.Осло (Норвегия)
- Ботанический сад и рододендроновый парк г. Бремен (Германия)
- Королевский ботанический сад Хуана Карлоса I (Испания)
- Ботанический сад Лиссабонского университета (Португалия)