Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
 +7 (495) 939-10-00 — справка МГУ
 +7 (495) 939-27-76 — деканат
Приемная комиссия
+7 (495) 939-36-57
  abiturient@mail.bio.msu.ru

Кафедра физиологии человека и животных

Заведующие кафедрой с момента основания кафедры

Кафедра выпускает ежегодно25-30 специалистов по специальности «Физиология»

Выпускники кафедры

 

В коллективе работают и преподают
4 профессора,
6 доцентов,
2 старший преподаватель,
1 ассистент,
36 научных сотрудников

  • Балезина Ольга Петровна, доктор биологических наук, профессор, профессор
  • Дубынин Вячеслав Альбертович, доктор биологических наук, профессор, профессор
  • Соколова Наталия Александровна, доктор биологических наук, профессор, профессор
  • Тарасова Ольга Сергеевна, доктор биологических наук, доцент, профессор
  • Аббасова Кенул Расим Кызы, кандидат биологических наук, доцент
  • Богачева Полина Олеговна, кандидат биологических наук, доцент
  • Граф Анастасия Викторовна, кандидат биологических наук, доцент
  • Гусева Александра Александровна, кандидат биологических наук, доцент
  • Кузьмин Владислав Стефанович, доктор биологических наук, доцент
  • Маслова Мария Вадимовна, кандидат биологических наук, доцент
  • Сергеев Игорь Юрьевич, кандидат биологических наук, старший преподаватель
  • Шубина Татьяна Александровна, кандидат биологических наук, старший преподаватель
  • Воронина Яна Алексеевна, ассистент

Видео-презентация

Обучение

Спецкурсы для бакалавров

3-й курс осенний семестр

  • Морфология Центральной нервной системы (к.б.н., доц. Фонсова Н.А.)
  • Введение в общую физиологию (к.б.н., доц. Гусева А.А.)

3-й курс весенний семестр

  • Патофизиология (к.б.н., ст.препод. Давыдова М.П..)
  • Физиология висцеральных систем (к.б.н., доц. Аббасова К.Р.)
  • Спецсеминар по биохимии (к.б.н., доц. Владыченская Е.А.)

4-й курс осенний семестр

  • Практическая физиология ЦНС (к.б.н., доц. Аббасова К.Р.)
  • Электрофизиология возбудимых клеток (д.б.н., проф. Балезина О.П.)
  • Физиология ЦНС (д.б.н., проф. Дубынин В.А.)
  • Сравнительная физиология нервной системы и поведения (д.б.н., проф. Дубынин В.А.)
  • Введение в эндокринологию (д.б.н., проф. Смирнова О.В.)
  • Сравнительная физиология нервной системы и поведения (д.б.н., проф. Дубынин В.А.)
  • Сравнительная физиология сердечно-сосудистой системы (д.б.н., доц. Кузьмин В.С.)

4-й курс весенний семестр

  • Физиология кровообращения (д.б.н., проф. Тарасова О.С.)
  • Физиология выделительной системы (к.б.н., с.н.с. Сиротина Н.С.)
  • Практическая физиология висцеральных систем (д.б.н., проф. Тарасова О.С.)
  • Частная физиология сердечно-сосудистой системы (д.б.н., доц. Кузьмин В.С., д.б.н., в.н.с. Абрамочкин Д.В.)
  • Частная физиология висцеральных систем (к.б.н., с.н.с. Манченко Д.М., к.б.н., асс. Хиразова Е.Э.)

Спецкурсы для интегрированных магистров

направление подготовки БИОЛОГИЯ (ФИЗИОЛОГИЯ)

1-й курс осенний семестр

  • Классические основы фундаментальной физиологии (Молекулярная эндокринология и патология эндокринной системы) (д.б.н., проф. Смирнова О.В.)
  • Классические основы фундаментальной физиологии (Возрастная физиология) (к.б.н., асс. Хиразова Е.Э.)
  • Висцеральные системы и пептиды (к.б.н., с.н.с. Маклакова А.С., к.б.н., с.н.с. Маслова М.В.)
  • Основы фармакологии (д.б.н., с.н.с. Левицкая Н.Г.)
  • Фармакология физиологического эксперимента (д.б.н., доц. Кузьмин В.С.)
  • (д.б.н., проф. Каменский А.А.)
  • Физиология и современная медицина (д.б.н., проф. Дубынин В.А.)
  • Статистическая обработка физиологического эксперимента (к.б.н., доц. Гусева А.А.)

1-й курс весенний семестр

  • Актуальные проблемы физиологии (Нейрохимия) (д.б.н., проф. БалезинаО.П.)
  • Актуальные проблемы физиологии (Физиология анализаторов) (к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.)
  • Регуляторные системы организма в норме и при патологии (Физиология гемостаза) (д.б.н., в.н.с., Горбачева Л.Р.)
  • Регуляторные системы организма в норме и при патологии (Физиология обмена веществ) (д.б.н., проф. Смирнова О.В., к.б.н., с.н.с. Щелкунова Т.А.)
  • Физиология стресса и адаптации (к.б.н., с.н.с. Маклакова А.С., к.б.н., с.н.с. Маслова М.В.)
  • Нутрициология (к.б.н., м.н.с. Волох О.И.)

2-й курс осенний семестр

  • Современные проблемы биологии (д.б.н., доц. Кузьмин В.С.)
  • Современные методы физиологии (д.б.н., проф. БалезинаО.П.)
  • Современные методы физиологии (Нейроинформатика и нейрокомпьютерные системы) (д.б.н., проф. Каплан А.Я.)
  • Особенности физиологии ЦНС в пре- и постнатальный периоды развития организма (д.б.н., в.н.с., Горбачева Л.Р.)
  • Проблемы регуляции жидкого состояния крови в норме и при патологии (д.б.н., проф. Ляпина Л.А, к.б.н., с.н.с. Григорьева М.Г.)
  • Механизмы судорожных состояний мозга(к.б.н., доц. Аббасова К.Р.)
  • Синаптологя: современные проблемы (к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.)
  • Физиология висцеральных систем: современные проблемы (д.б.н., проф. Тарасова О.С.)
  • Физиология репродуктивной системы (к.б.н., с.н.с.Андреев-Андреевский А.А.)

Спецкурсы для внешних магистров

направление подготовки «Фундаментальная и прикладная биология»

1-й курс осенний семестр

  • Практическая биология (к.б.н., доц. Гусева А.А.)
  • Частные аспекты современной фундаментальной и прикладной биологии (Молекулярная эндокринология и патология эндокринной системы) (д.б.н., проф. Смирнова О.В.)
  • Современные основы фундаментальной биологии (Основы фармакологии и фармакология физиологического эксперимента) (д.б.н., доц. Кузьмин В.С., д.б.н., с.н.с. Левицкая Н.Г.)
  • Висцеральные системы и пептиды (к.б.н. с.н.с. Маклакова А.С., к.б.н. с.н.с. Маслова М.В.)
  • Физиология и современная медицина (д.б.н., проф. Дубынин В.А.)
  • Морфология ЦНС (к.б.н. доц. Фонсова Н.А.)
  • Введение в эндокринологию (д.б.н., проф. Смирнова О.В.)

1-й курс весенний семестр

  • Практическая биология (д.б.н., внс Гайнуллина Д.К.)
  • Методические основы фундаментальной и прикладной биологии (Физиология стресса и адаптации) (к.б.н. с.н.с. Маклакова А.С., к.б.н. с.н.с. Маслова М.В.)
  • Физиология обмена веществ (д.б.н., проф. Смирнова О.В., к.б.н., с.н.с. Щелкунова Т.А.)
  • Физиология анализаторов (к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.)
  • Физиология гемостаза (д.б.н., в.н.с., Горбачева Л.Р.)
  • Частная физиология дыхания (к.б.н., с.н.с. Манченко Д.М.)
  • Частная физиология пищеварения (к.б.н. асс. Хиразова Е.Э.)
  • Молекулярная электрофизиология сердца (д.б.н., в.н.с. Абрамочкин Д.В.)
  • Частная физиология сердечно-сосудистой системы (д.б.н., доц. Кузьмин В.С.)
  • Нутрициология (к.б.н., м.н.с. Волох О.И.)

2-й курс осенний семестр

  • Современные проблемы биологии (д.б.н., доц. Кузьмин В.С.)
  • Современные методы физиологии (д.б.н., проф. БалезинаО.П.)
  • Классические основы фундаментальной биологии (Нейрохимия) (д.б.н., проф. БалезинаО.П.)
  • Компьютерная и статистическая обработка биологических данных (к.б.н., доц. Гусева А.А.)
  • Спецпрактикум по современной биологии (Нейроинформатика и нейрокомпьютерные системы) (д.б.н., проф. Каплан А.Я.)
  • Фундаментальные основы практической биологии (Физиология анализаторов)(к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.)
  • Достижения и тенденции современной биологии (Синаптологя: современные проблемы)(к.б.н., в.н.с. Гайдуков А.Е.)
  • Иммунорегуляция физиологических функций (к.б.н., с.н.с. Мартьянов А.А.)
  • Проблемы регуляции жидкого состояния крови в норме и при патологии (д.б.н., проф. Ляпина Л.А,.к.б.н., с.н.с. Григорьева М.Г.)
  • Механизмы судорожных состояний мозга(к.б.н., доц. Аббасова К.Р.)

Кафедральные практики

Изучение физиологии должно сопровождаться выполнением студентами практических работ, в ходе которых они будут получать непосредственное подтверждение теоретических положений, осваивать современные физиологические методы исследований, а также приобретать навыки постановки и проведения различных экспериментальных задач.

Учебно-производственная практика после 3-го курса бакалавриата.

Раздел «Статистические методы обработки физиологического эксперимента».

Применение методов математической статистики (статистических методов) для обработки результатов физиологического исследования является обязательным требованием к выпускным квалификационным работам бакалавров и магистров и научным статьям по специальности физиология человека и животных. Данный раздел практики направлен на то, чтобы показать студентам, как нужно применять теоретические знания, полученные ранее в курсе «Математическая статистика и теория вероятности» для планирования экспериментов, проверки гипотез, нахождения связей в полученных данных.В процессе работы студенты получают базовые навыки для работы с пакетом статистических программ «Statistica» и программой «GraphPadPrizm».

В процессе освоения материала студенты овладевают методами:

  • Расчета числа животных для выполнения экспериментов
  • Применения разных типов шкал при регистрации разных показателей
  • Оценки характера распределения полученных переменных
  • Выбора статистических критериев
  • Оценки статистических различий в двух связанных и несвязанных выборках методами параметрической и непараметрической статистики
  • Однофакторным и двухфакторным дисперсионным анализом для связанных и несвязанных выборок
  • Поправок при множественных сравнениях
  • Интерпретации данных корреляционного анализа
  • Построения графиков и основам регрессионного анализа.

Раздел практики «Элементы патофизиологии» проходит на базе большого практикума и лабораторий кафедры физиологии человека и животных. Курс направлен на ознакомление студентов-физиологов с основными механизмами возникновения, развития и исхода патологических процессов в организме. Курс предполагает предварительное освоение теоретических знаний по патофизиологии и направлен на освоение экспериментальных моделей патофизиологических состояний на лабораторных животных, применяемых в современных исследованиях для оценки эффективности терапевтических методов.

В рамках практики студентам предлагается освоить моделирование следующих патофизиологических состояний:

  • Гипоксические состояния (ишемия мозга, шоковое состояние при гипобарической гипоксии)
  • Острое воспаление
  • Патология желудочно-кишечного тракта (модели развития язвы желудка)
  • Эпилепсия и судорожные состояния мозга
  • фармакологические модели диабета
  • механизмы формирования боли и анальгезия;
  • элементы психопатологии (оценка неврологического статуса, тревожности, депрессивного поведения при различных фармакологических воздействиях).

Учебная практика предполагает выполнение студентами статистической обработки полученных данных и представление результатов работы в виде доклада на проводимой в рамках практикума студенческой конференции.

Раздел практики «Сравнительная физиология», проходит на Беломорской биологической станции имени Н.А.Перцова. Данная учебная практика направлена на формирование у студентов знаний основ и специальных аспектов физиологии морских позвоночных и беспозвоночных животных. В каждом занятии затрагиваются элементы таких направлений как физиология адаптаций, эволюционная физиология, экологическая физиология, физиология обитателей морской среды, методика экспериментальной физиологии морских организмов. Учебная практика предполагает выполнение студентами практических занятий, а также прослушивание специального лекционного курса.

  • Введение в физиологию морских организмов
  • Задачи по экологической физиологии
  • Задачи по физиологии нервной системы
  • Задачи по нервно-мышечной физиологии
  • Задачи по физиологии кровообращения
  • Задачи по гуморальной регуляции

Учебная практика предполагает выполнение студентами статистической обработки полученных данных и представление результатов работы в виде доклада на проводимой в рамках практикума студенческой конференции.

Раздел практики «Электрофизиология» ставит своей задачей ознакомление студентов с современными представлениями о природе и механизмах электрических явлений в возбудимых клетках (в рамках спецкурса читаемого проф. О.П.Балезиной). Кроме того студенты овладевают методами современной электрофизиологии, в том числе - электромиографии и микроэлектродной техники отведения биопотенциалов. Студенты приобретают навыкирасчета электрических потенциалов/токов/констант мембран возбудимых клетокc применением соответствующих уравнений и формул электрофизиологии.

Раздел практики включает следующие экспериментальные задачи:

  • Электромиографическая регистрация неинвазивными методами (с помощью накожных электродов) электрической активности скелетных мышц человека при разных режимах физической нагрузки с последующим анализом полученных результатов.
  • Внутриклеточная микроэлектродная регистрация сдвигов мембранного потенциала (МП) скелетных мышечных волокон изолированной мышцы лягушки в условиях изменений ионного состава наружного раствора, а также изменения активности Na/K-АТФазы с последующим анализом (объяснением) наблюдаемых сдвигов МП.
  • Внутриклеточная микроэлектродная регистрация спонтанных миниатюрных потенциалов концевой пластинки (МПКП) и вызванных стимуляцией нерва потенциалов концевой пластинки (ПКП) скелетных мышечных волокон диафрагмы мыши; анализ изменений параметров МПКП и ПКП при действии на мышцу ряда физиологически активных веществ.
  • Анализ изменений МП, ПД, Nа, К-токов и вольт-амперных кривых клеточной мембраны при разных условиях функционирования нейрона (с использованием математической модели возбудимой мембраны нейрона).

Большой практикум на 4-м курсе бакалавриата:

В рамках курса «практическая физиология ЦНС» студенты бакалаврыосваивают ряда физиологических методов, которые исследуют природу процессов, происходящих в головном и спинном мозге, изучают процессы возбуждения и торможения коры и подкорковых образований головного мозга, обеспечение центральной координации движений. Также осваиваются стереотаксические приемы исследования мозга и методы магнитно-резонансной томографии. Кроме того, студенты знакомятся с методами моделирования патологических процессов, возникающих на уровне ЦНС, а также методами оценки неврологического статуса.

В ходе выполнения задач студенты осваивают различные методы анестезии и способы введения наркоза, знакомятся с методами асептики и антисептики при проведении операции выхаживании животного в постоперационном периоде.

Задачи:

  • Освоение стереотаксического метода введения электродов в глубокие структуры головного мозга крысы.
  • Изучение реакции самораздражения у крысы, при введении электродов в область латерального гипоталамуса.
  • Морфофизиологическое изучение рефлекторной деятельности спинного мозга (Н-рефлекс).
  • Практическая электроэнцефалография
  • Магнитно-резонансная томография
  • Регистрация таламокортикальных вызванных ответов
  • Морфологический контроль: транскардиальная перфузия и приготовление срезов мозга
  • Моделирование ишемического инсульта путем окклюзии общей сонной артерии, оценка сенсомоторных нарушений при помощи различных поведенческих тестов

В рамках курса «практическая физиология висцеральных систем» студенты бакалаврыполучают знания о современных методах и подходах к исследованию функционирования висцеральных систем организма, в основном сердечно-сосудистой системы, и практических навыков применения таких методов для исследования работы сердца и кровеносных сосудов cиспользованием изолированных препаратов и на уровне целого организма.

  • Исследование электрической активности в миокарде млекопитающих
  • Исследование ионных токов в кардиомиоцитах мыши методом пэтч-кламп
  • Исследование механической активности сердца
  • Исследование регуляции тонуса изолированных кровеносных сосудов
  • Исследование нервной регуляции системной гемодинамики у млекопитающих
  • Исследование нервной регуляции системной гемодинамики у млекопитающих

Научно-исследовательская практика после 1-го курса магистратуры.

Раздел практики по эндокринологии включает темы и задачи, позволяющие освоить основные подходы и методы современной эндокринологии.

  • Задача 1: посвящена морфофизиологической характеристике желез внутренней секреции.Студенты знакомятся с топографией, анатомией и гистологией желез, учатся проведению операций по удалению ряда эндокринных желез, а также изучают роль гонад в становлении вторичных половых признаков на органном и иммуногистохимическом уровне, а также с помощью поведения полимеразной цепной реакции (ПЦР).
  • Задача 2:студентов знакомят с биохимическими методами определения стероидных гормонов в биологических жидкостях, включающих экстракцию стероидов из биологических жидкостей, очистку экстрактов и последующее количественное определение, а также разделение групп стероидов на фракции с помощью тонкослойной хроматографии.
  • Задача 3: ознакомление с сатурационным анализом гормонов с применением радиолигандного метода исследования. Студенты учатся определять гормонсвязывающие характеристики белков и их применение для количественного определения концентрации гормона в крови.
  • Задача 4: посвящена методам изучения гормона роста, включая его йодирование, распределение в различных органах, радиоиммунологическое определение и влияние этого гормона на липолиз.
  • Задача 5:знакомит студентов с действием инсулина и адреналина на содержание глюкозы в крови ортотолуидиновым методом.

Раздел практики по основам физиологии гемостазавключает темы и задачи, позволяющие освоить методы современной гемостазиологии и ознакомиться с принципами и механизмами регуляторного взаимодействия свертывающей и противосвертывающей систем организма в единую функциональную систему.

  • Задача 1:ознакомление с начальными стадиями процессов свертывания крови (первичного гемостаза), а именно, агрегацией тромбоцитов.Студенты учатся брать кровь у животных, получать богатую тромбоцитами плазму и суспензию отмытых тромбоцитов, регистрировать с помощью агрегометраи анализировать процесс агрегации под действием сильных и слабых индукторов тромбоцитов и ингибиторов первичного гемостаза.
  • Задача 2:знакомит студентов с гуморальными агентами противосвертывающей системы, участвующими в регуляции жидкого состояния крови в организме. Студенты учатся активировать функцию противосвертывающей системы внутривенным введением животным фермента тромбина и определять антикоагулянтную, фибринолитическую (ферментативной и неферментативной природы) активность плазмы крови, а также уровни основных гуморальных агентов – гепарина, его комплексных соединений и активаторов плазминогена.
  • Задача 3:посвящена исследованию некоторых биохимических показателей системы гемостаза и углеводного обмена при экспериментальном сахарном диабете, как модели повышенной свертываемости крови. Студенты учатся определять уровень глюкозы крови и показатели электрокоагулограммы крови в разные сроки после развития диабета для установления взаимосвязи свертывания крови и углеводного обмена.
  • Задача 4: посвящена изучению роли сериновых протеаз гемостаза в активации клеток перитонеальной полости при системном воспаления у крыс в норме и при патологии (на фоне сахарного диабета). Студенты моделируют развитие экспериментального диабета, вызванного стрептозотоцином, а также острое воспаление у крыс и оценивают содержание тромбина и активированного протеина С в перитонеальной полости мышей в этих условиях.

Наука

Направления научных исследований

Название темы Руководитель
Физиология нервно-мышечной синаптической передачи в норме и патологии д.б.н. проф. Балезина Ольга Петровна
Физиология кровообращения: от системы к молекулярным механизмам д.б.н. проф. Тарасова Ольга Сергеевна
Электрофизиология сердца д.б.н. в.н.с. Абрамочкин Денис Валерьевич
д.б.н. доц. Кузьмин Владислав Стефанович
Механизмы регуляции процессов нейропротекции, нейрорепарации и воспаления регуляторными пептидами и протеиназами д.б.н., в.н.с. Горбачева Любовь Руфельевна
Изучение половых различий в регуляции сердечно-сосудистой системы. Роль половых гормонов в патогенезе некоторых патологий (легочная и почечная гипертензии). Роль эндотелия в этих процессах д.б.н., проф., в.н.с. Медведева Наталия Александровна
Группа изучения стресса и адаптации д.б.н., проф. Соколова Наталия Александровна
Механизмы генеза судорожной активности мозга крыс и возможность купирования патологической активности при различных формах эпилепсии к.б.н., доц. Аббасова Кенул Расим Кызы
Физиология поведения д.б.н., проф. Дубынин Вячеслав Альбертович
д.б.н., проф. Левицкая Наталья Григорьевна
к.б.н., с.н.с. Воскресенская Ольга Георгиевна
Механизмы действия половых гормонов на неполовые органы млекопитающих.

Изучение мембранных рецепторов прогестерона.

Заведующий лабораторией эндокринологии, д.б.н., проф. Смирнова Ольга Вячеславовна
Физиологические регуляторы свертывающей и противосвертывающей систем организма в норме и при патологии Заведующий лабораторией защитных систем крови, д.б.н., г.н.с., проф. Ляпина Людмила Анисимовна
Лаборатория нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов Заведующий лабораторией д.б.н., проф. Каплан Александр Яковлевич

Сотрудничество

  • ФГБУН Институт молекулярной генетики РАН
  • Институт биоорганической химии НАН Беларуси, г. Минск, Рестублика Беларусь
  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского МЗ РФ
  • ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» МЗ РФ
  • ГНЦ РФ – Институт медико-биологических проблем РАН
  • Институт проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН
  • Институт экспериментальной кардиологии Российского кардиологического научно-производственного комплекса МЗ РФ
  • Ботанический сад Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Институт молекулярной биологии имени В.А.Энгельгардта РАН
  • Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • НИИ Физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
  • РНИМУ имени Н.И. Пирогова. Кафедра физиологии
  • Сколковский институт науки и технологий (Сколтех»)
  • ФГАУ Национальный Медицинский Исследовательский центр здоровья детей Минздрава РФ. Лаборатория нейробиологии и фундаментальных основ развития мозга.
  • ФГБНУ Научный центр неврологии
  • ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России, Лаборатория противовирусного иммунитета.
  • ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" Минздрава России. Лаборатория синтеза пептидов.
  • ФГБУ Научно-исследовательский институт гриппа Министерства здравоохранения РФ
  • ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России
  • Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Centre for Biomedicine and Medical Technology Mannheim and European Center of Angioscience, Research Division Cardiovascular Physiology, Medical Faculty Mannheim, Heidelberg University, Germany (Договораомеждународномнаучно-техническомсотрудничествеУН-1144-2010-3аот 13.04.2010)
  • DepartmentofBiomedicine, AarhusUniversity, Aarhus, Denmark (Договор о международном научно-техническом сотрудничестве №УН-1258-2011-3а от 20.03.2012)
  • Department of Nutrition, Food and Exercise Sciences, Florida State University, Tallahassee, USA
  • Bascom Palmer Eye Institute, University of Miami Miller School of Medicine, Miami, USA
  • Aarhus University, Denmark. Department of Bioscience.
  • California Institute of Technology (Caltech). T&C Brain-Machine Interface Center.
  • Otto-von-Guericke-Universität Magdeburg
  • University of Alaska Anchorage | UAA. Department of Biological SciencesUniversity of Eastern Finland (Joensuu). Department of Environmental and Biological Science
  • University of Manchester, UK. Facutly of Biology, Medicine and Health,
  • University of Southern California, USC. The Keck School of Medicine

Научные и образовательные достижения

Литература