Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
 +7 (495) 939-10-00 — справка МГУ
 +7 (495) 939-27-76 — деканат
Приемная комиссия
+7 (495) 939-36-57
  abiturient@mail.bio.msu.ru

Японская «Духовная волна» в Аптекарском Огороде

Июл 8, 2014
Русско-японский проект под названием «Духовная волна», наиболее зрелищная часть которого имела место в минувшее воскресенье 6-го июля в Аптекарском Огороде. Элемент композиции "Духовная волна"


Согэцу – относительно молодое направление в искусстве икебаны, основанная Софу Тэсигахарой в начале прошлого века. Школа Согэцу имеет филиал в Московском архитектурном институте, что, на первый взгляд, довольно странно, ведь, казалось бы, икебана – искусство создания довольно небольших и недолговечных композиций из растительного материала, а архитекторы же, напротив, занимаются проектированием и созданием объектов, которые существуют не один десяток лет (а в некоторых случаях – и столетий). Однако, не стоит забывать, что Согэцу является наиболее современным направлением икебаны и отличается, как и все современное, наибольшей свободой (в хорошем смысле). Создающий произведение в этом стиле художник не ограничен в выборе материалов, а также размещения и размеров композиции. Конечный продукт его творчества может быть как маленьким, так и большим, вплоть до достижения размеров архитектурных объектов. Да что там размеры, произведением Согэцу может стать даже само здание или сад. Таким образом, школа Согэцу фактически является школой ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры.


Тэтсунори Кавана за работой

Благодаря совместной работе вышеупомянутого филиала и филиала Ботанического сада биологического факультета МГУ — Аптекарского Огорода стал возможен русско-японский проект под названием «духовная волна», наиболее зрелищная часть которого имела место в минувшее воскресенье 6-го июля. Основным действующим лицом стал профессор токийской школы Согэцу, Тэтсунори Кавана, превративший находящийся у входа в Аптекарский Огород пруд в бурлящий бамбуковый поток. Но на создании бамбуковых волн, которые, к слову, можно будет видеть в саду до осени, этот проект не закончился: процесс создания инсталляции продолжился в воскресенье уже на глазах у зрителей, среди которых были, в том числе, посол Японии в России Тикахито Харада, ректор Московского архитектурного института Швидковский Дмитрий Олегович, главный хранитель Музея Москвы Екатерина Леонидовна Селезнева и декан биологического факультета МГУ Кирпичников Михаил Петрович. В ходе традиционной для таких мероприятий официальной части были выражены благодарности всем, кто помог проекту осуществиться, в том числе сотрудникам и студентам школы Согэцу, Московского архитектурного института, посольству Японии и руководству Аптекарского Огорода. Последним выступил сам Тэтсунори Кавана, особо отметивший, насколько для него важна возможность участвовать в культурном диалоге между Россией и Японией. После этого заиграла музыка композитора Георгия Васильевича Свиридова, со дня рождения которого в этом году исполняется 100 лет, и Кавана начал свою работу над финальной частью инсталляции. Для создания этого последнего арт-объекта «духовной волны» были использованы срезанные в ботаническом саду ветви и цветы, которыми Тэтсунори Кавана постепенно заполнил бамбуковый каркас, доводя инсталляцию до совершенства.


Декан биологического факультета академик М.П.Кирпичников, главный хранитель Музея Москвы Е.Л.Селезнева, Посол Японии в РФ Тикахито Харада с супругой

Почти сразу после завершения работы Каваны Аптекарский Огород вновь открылся для посетителей. Тем, кто решит прогуляться сад в течении этой недели, повезет увидеть всю инсталляцию целиком, а вот потом цветы начнут увядать, ветви – осыпаться и до осени в саду останутся только бамбуковые волны. Авторы произведений искусства редко сопровождают свои творения пояснениями, предоставляя зрителю искать идею самостоятельно. Рассуждать о том, что именно хочет нам сказать через свои произведения Тэтсунори Кавана можно долго, но, несомненно, в том, что наиболее долговечной частью его произведения оказались волны, есть определенный философский смысл.


Текст: Третьяков Артемий
Фотографии: Третьяков Артемий, Шумов Матвей.

Последние новости