Легендарную более чем 300-летнюю сибирскую лиственницу Петра I в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» удалось спасти от неминуемой гибели — осенью 2017 года в стволе одного из старейших деревьев Москвы появилась трещина, которая стала стремительно увеличиваться. Все эти месяцы сотрудники сада упорно думали, как сохранить жизнь живому памятнику. На днях у дерева появилась мощная искусственная опора.
Ландшафтный архитектор «Аптекарского огорода» Артём Паршин:
— У нашего самого почтенного дерева появился изящный и надежный друг-помощник, который убережёт его от стремительного разрушения и продлит ее счастливую старость. Осенью мы обнаружили, что у дерева появилась вертикальная трещина. Она стала угрожающее быстро расширяться. Ещё немного… и дерево распалось бы на 2 части, причём обе неизбежно упали бы — каждая половинка держалась за другую, пока трещины не было.
Необходимо было найти решение, как предотвратить самое страшное — неминуемую гибель дерева-символа сада.
У лиственницы 2 ветви. Одна засохла ещё в начале XX века — после удара молнии, а вторая вполне жива, хоть и почти не растёт. Каждой из ветвей соответствует своя часть ствола, тоже — живая и мертвая.
Ветви расположены напротив друг друга и тянут в разные стороны. Их вес стал разрывать дерево на 2 половины. В трещину стала попадать вода, а разница в механических свойствах живой и мертвой древесины только ускорила процесс. Хотя древесина лиственницы удивительно прочна (мертвая ветка продержалась целый век!), всему приходит конец.
Обручи сжали бы проводящие сосуды. Никакой клей бы не выдержал. Стяжки сквозь ствол — слишком травматично.
После консультаций со специалистами выход был найден.
Теперь вес обеих ветвей перенесён на искусственную опору — 10-метровые леса. Они достаточно прочны, прозрачны и не создают дополнительной ветровой нагрузки.
Приходите к нам — поприветствовать петровскую лиственницу и пожелать ей долгих лет!
Директор «Аптекарского огорода» Алексей Ретеюм:
— По легенде, Петр не только сам посадил в нашем саду три хвойных дерева — ель, пихту и лиственницу — «для наущения граждан в их различии», но и впоследствии неоднократно приезжал в сад «ботанизировать», то есть возиться с растениями.
Сибирская лиственница была любимым деревом Петра Первого. Поскольку ее древесина очень устойчива к гниению, то именно из нее строились фундаменты домов – как, например, в Венеции, так и в Санкт-Петербурге. Это единственное дерево, сохранившееся в нашем саду с петровских времен. Но около сада растет ива белая, которая, как мы считаем, осталась еще от допетровских насаждений. Она до сих пор жива, хотя ей, получается, более трехсот одиннадцати лет!