1. В чем причина отличия новой коронавирусной инфекции от других респираторных заболеваний?
Если отвечать кратко, то вирус SARS-CoV-2 для человечества — слишком новый и незнакомый, и при этом он совмещает необычно высокую для респираторного заболевания смертность с типичной для респираторного заболевания быстротой распространения. Другие распространенные коронавирусы человека, HCoV-229Е и HCoV-ОС43, вызывающие сезонные респираторные заболевания, не похожи на SARS-CoV-2 ни по клинической картине заболевания, ни по набору характерных молекул — антигенов, поэтому иммунная система впервые заболевшего человека не имеет никакого опыта борьбы с новым вирусом. Так называемый приобретенный (или адаптивный) иммунитет, имеет иммунологическую память, но в случае заражения новым патогеном каждому человеку приходится формировать их заново. У иммунной системы есть обширный инструментарий для распознавания и удаления как самого вируса, так и клеток им зараженных. Таким образом, устранение компонентов вируса из организма (его генома, состоящего из одной молекулы РНК) у выздоравливающих людей означает, что иммунитет к вирусу формируется, и вирус, в основном, может быть уничтожен иммунной системой. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» — это с полным правом можно назвать девизом приобретенного иммунитета, который применим и к новой коронавирусной инфекции. Для остановки массовых инфекций критически важен коллективный иммунитет – невозможность зараженного человека передать болезнь дальше, потому что большинство людей вокруг него уже имеют к ней иммунитет. Коллективный иммунитет в обществе формируется либо путем массовой вакцинации, либо по итогам массовой эпидемии у выздоровевших пациентов. Основная задача санитарно-эпидемиологических мер в мире и в нашей стране в частности – максимально локализовать инфекцию до момента, когда будут найдены эффективные лекарства, разработаны вакцины и можно будет провести профилактическую вакцинацию.
2. Как и когда может закончиться эпидемия COVID-19?
«Эпидемия — прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации».
С точки зрения биолога, при контакте популяции организма-хозяина с новым патогеном может быть три варианта развития событий: 1) все особи вида-хозяина в какой-то момент приобретают иммунитет к патогену и патоген вымирает; 2) вид-хозяин не успевает приобрести иммунитет к патогену и вымирает сам, но вместе с ним вымирает и патоген; 3) многие, но не все, особи вида-хозяина приобретают иммунитет к патогену, но патоген сохраняется в популяции, то увеличивая, то снижая свою численность. Сценарий 1 реализуется крайне редко и за счет скоординированных усилий всех стран мира, сценарий 2 в эволюции не реализуется практически никогда (для таких распространенных видов, как человек – однозначно никогда), сценарий 3 реализуется практически всегда, и в настоящее время нет оснований предполагать, что новая коронавирусная инфекция станет исключением из этого правила. В отношении текущей пандемии можно с уверенностью сказать, что все страны с достаточно развитой медициной смогут локализовать эпидемию COVID-19 в течение нескольких месяцев (пока такими странами уже стали Китай и Южная Корея). Однако с учетом огромной разницы между странами в уровне медицинского обслуживания, демографической структуре популяции, культуры, традиций, гигиенических норм и образа жизни, можно сказать, что ни одна из стран, отразившая первую волну эпидемии не будет по умолчанию надежно защищена от второй, третьей и т.д. волн. Вирусу нужен природный резервуар, и таким резервуаром на ближайшие десятилетия станут люди из стран с низким уровнем жизни, невысокими удельными расходами на медицину и молодым населением. Развитым странам остается пытаться быстро локализовать первую и последующие волны эпидемии и «копить» коллективный иммунитет за счет массовых вакцинаций (когда будут готовы вакцины). Для остановки эпидемической волны в отсутствии коллективного иммунитета необходимо, по-видимому, несколько месяцев. После формирования иммунитета у большинства особей в популяции массовых новых заражений можно будет избежать.
3. Что поможет снизить индивидуальный риск заражения?
Минимизация контактов с потенциально инфекционно-опасными людьми. Это наиболее эффективная и простая мера, не имеющая побочных эффектов. К сожалению, некоторые простые и эффективные рецепты, известные человечеству много тысяч лет, так и не реализуются (например, соблюдаемые всеми моногамия и супружеская верность позволили бы за два поколения уничтожить венерические заболевания, но этого пока не произошло). Согласно последним данным, SARS-CoV-2 передается при тесном контакте (непосредственные прикосновения, длительное совместное нахождение в непроветриваемом пространстве). Поэтому следует соблюдать дистанцию, часто и тщательно мыть руки, не касаться ими собственного лица, и регулярно проветривать помещение. По поводу масок было множество противоречивых советов, отчасти связанных с их дефицитом (масок не хватает врачам, поэтому гражданам рекомендовали их не носить, и тем более не скупать запасы в аптеках). По последним данным, даже самодельная маска из платка или банданы заметно снижает вероятность заражения, поэтому надевать маску, выходя из дома, точно не будет ошибкой. Лекарственные препараты, потенциально эффективные против SARS-CoV-2, действуют не только на вирус, но и на наш собственный метаболизм, поэтому они имеют побочные эффекты, с которыми имеет смысл мириться только при лечении пациентов с серьезными симптомами, под наблюдением врачей. Самостоятельно принимать противовирусные препараты для профилактики не следует. Имбирь, чеснок, алкоголь, молоко с медом и другие «семейные» рецепты борьбы с респираторными заболеваниями, по-видимому, совершенно не работают (хотя некоторые из них могут помочь удерживать социальную дистанцию).
4. От чего зависит тяжесть протекания заболевания?
Клетки нашего организма имеют несколько встроенных антивирусных молекулярных систем защиты, например, систему РНК-интерференции (не путайте с белками-интерферонами), которая ловит вирус на стадии размножения его РНК и потом уничтожает его геном, или система редактирования РНК, которая вносит в вирусный РНК-геном слишком много мутаций, от чего у него «ломаются» его собственные белки. На уровне организма действует несколько других защитных систем, например те же белки-интерфероны, и, конечно же, система приобретенного иммунитета, которая нейтрализует свободные вирусные частицы и убивает зараженные вирусом клетки. На функционирование всех этих систем оказывает большое влияние состояние здоровья человека. На сегодняшний день известно, что тяжелее заболевание протекает у людей с диабетом и с артериальной гипертензией. Эти проблемы чаще встречаются у пожилых людей, а также у людей с ожирением. Именно у таких пациентов заболевание в среднем протекает тяжелее, а вероятность летального исхода выше. Как при любой респираторной инфекции, предсуществующие проблемы с органами дыхания также ухудшают прогноз. Появившаяся было информация о том, что курение якобы защищает от COVID-19, не подтвердилась: курильщики относятся к группе риска, как и астматики, у которых заболевание протекает тяжелее. Кроме состояния здоровья, эффективность любых защитных систем зависит от генотипа самого человека и от набора вирусов и бактерий, с которыми его организм контактировал в течение жизни. Возможно, некоторый вклад в тяжесть заболевания вносит и генотип самого вируса, однако пока инфекция распространяется среди первых нескольких миллионов пациентов, вряд ли вирус успеет пройти естественный отбор на снижение патогенности. Более вероятно, что сейчас то, как люди переносят новую инфекцию, зависит от состояния их собственного организма и от получаемой при заражении дозы вируса.
5. Велика ли вероятность заболеть коронавирусом повторно?
Большинство известных на данный момент случаев «повторного заражения» COVID-19 могут объясняться ошибками диагностических тестов (ложноотрицательные результаты), когда пациента поторопились перевести в категорию здоровых до полного исчезновения вируса в организме. В целом, можно считать доказанным, что иммунитет против SARS-CoV-2 успешно формируется. Этот иммунитет даже можно количественно оценить, определив в крови переболевшего пациента количество специфически связывающих вирус антител с помощью метода, который называется иммуноферментный анализ (ИФА). Защитный иммунитет против родственного вируса SARS-CoV-1 (вызвавшего вспышку атипичной пневмонии SARS) действует в течение как минимум года, и нет оснований считать, что иммунитет против SARS-CoV-2 будет слабее. Вероятно, он будет ослабевать с течением времени, пока неизвестно, насколько быстро. Кроме того, вирусы мутируют и могут изменять свои узнаваемые иммунитетом антигены, но вероятность встретиться в одном населенном пункте в одной эпидемической волне с двумя настолько разными вариантами вируса очень мала. В целом, ожидается, что люди с нормально работающим иммунитетом повторно заболевать COVID-19 не будут. Это не значит, что им не следует соблюдать правила санитарии и гигиены, поскольку от других респираторных инфекций (например, сезонного гриппа) иммунитет против COVID-19 не защищает. Для организма, ослабленного предыдущей болезнью, такая инфекция может нести повышенную опасность.
Сайт кафедры: https://immunology.bio.msu.ru/