1. Какие мировые тенденции в науке показали необходимость открытия программы?
В последнее время произошла революция в области структурных исследований жизненно важных биомолекул, которые рассматриваются как мишени для разработки новых лекарственных препаратов. Например, были определены структуры ряда рецепторов семейства GPCR, участвующих в развитии онкологических, кардиологических, метаболических, и нейродегенеративных заболеваний; структуры ряда ионных каналов, важных для работы центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата; определены структуры вирусных частиц и/или их фрагменты для вирусов Эбола, Зика, Денге, Эпштейна-Бара и коронавируса SARS-CoV-2 и др.; определены структуры рибосом в комплексе с антибиотиками, что дает новую информацию о механизме их действия, и т.д. Получаемая информация является очень ценной не только с точки зрения науки, но и представляет собой огромный интерес для фармацевтических компаний и инновационных разработок.
2. Чем обусловлен выбор партнерских институтов?
Выбор партнерских научных институтов в первую очередь обусловлен наличием в этих институтах ведущих научных коллективов, в настоящее время занимающихся структурной биологией. Эти коллективы имеют огромный опыт работы в области структурной биологии, что подтверждается их публикациями в международных высокоимпактных научных журналах. Кроме того, все лекторы имеют большой опыт работы со студентами и будут рады, если новые студенты, обучающиеся по магистерской программе «Структурная биология и биотехнология», выберут для своей научной карьеры именно их лаборатории. Таким образом, лекторы нашей программы не понаслышке знают, что такое структурная биология, а занимаются этим каждый день, и имеют прямую заинтересованность в подготовке будущих кадров своих лабораторий на высшем уровне.
(Со списком лабораторий можно ознакомиться по ссылке https://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=614 )
3. Какие курсы будут читаться в теории, а какие в практике?
Обучение по программе «Структурная биология и биотехнология» предполагает обучение дисциплинам, необходимым для того, чтобы по окончании программы стать самостоятельным ученым, способным ставить и решать задачи по структурной биологии. Это будут теоретические занятия, включающие лекции по последним разработкам в области биотехнологии и структурной биологии, и практические занятия, которые позволят освоить азы получения рекомбинантных белков в различных клетках, от бактерий, дрожжей, до насекомых и млекопитающих, а также «пощупать вживую» такие основные методы структурной биологии как ЯМР-спектроскопия, рентгеновская кристаллография и крио-электронная микроскопия.
(С общей характеристикой программы и учебным планом можно ознакомиться по ссылке)
4. Чем студенты будут заниматься на практических занятиях?
На практических занятиях студенты будут учиться работать с клеточными культурами, выделять рекомбинантные белки. Студенты получат представление об основных подходах для очистки белков и подтверждения функциональной активности полученных препаратов. Последнее является обязательным этапом для любого структурного исследования. И, наконец, студенты смогут попробовать свои силы в решении задач по исследованию структуры различных биомолекул. Одним из основополагающих принципов нашей программы является необходимость уделить большое внимание именно практическим занятиям и работе в научной лаборатории. Планируется, что студент будет проводить в лаборатории, которую он выберет для выполнения своего магистерского диплома, не менее трех дней в неделю на первом курсе магистратуры и полную неделю на втором году обучения. Это позволит приобрести практические навыки и опыт, необходимые для настоящего ученого. Надеемся, что большинство студентов будут уже иметь научные публикации по окончании нашей магистерской программы.
5. Программа сложная, как студенту справиться?
Главное для начинающего ученого – не бояться ставить перед собой цель. Ведь как говорил профессор Курт Вютрих, научный руководитель Программы, лауреат Нобелевской премии по химии за вклад в развитие методов структурной биологии: «Если кто-то говорил мне: «Это невозможно сделать в науке», я воспринимал это как вызов и пытался это сделать».