Беседовала Анна Есакова
Редактировал Никита Лавренов
Фотографировала Елена Петрова
Практика и теория
При поступлении я переживала, что не владею практическими навыками и методами — их ведь не освоишь ни по каким книгам. Но в первый же учебный день Константин Викторович [К.В.Северинов – координатор программы «Геномика и здоровье человека», — ред.] позвал меня попрактиковаться в его лаборатории в Институте молекулярной генетики. Там мне предложили выполнить небольшой проект и обучили базовым методам молекулярной биологии. Боялась, что буду на биофаке белой вороной, а по факту освоилась быстро. В первую очередь — благодаря доброжелательному отношению преподавателей.
В первом семестре нам организовали серию экскурсий по лабораториям, где мы могли бы выполнять дипломную работу. Мне посчастливилось присоединиться к совместному проекту Детского центра гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва и ИБХ РАН. Мы занимаемся отслеживанием аллореактивного Т-клеточного репертуара после трансплантации костного мозга у детей. Возможно, этот проект позволит в будущем найти новые мишени для иммунотерапии детского рака крови, лейкемии. Сейчас этот подход считается очень перспективным.
Теоретические курсы проходят на базе кафедры генетики биофака МГУ. В нашей магистерской программе нет ни одного предмета, который бы не имел отношения к работе ученого. Преподаватели из МГУ учат нас программированию на языке Python, биостатистике, писать научные статьи и выступать с академическими презентациями на английском языке. Прикладные же навыки мы получаем, что называется, из первых рук: специалисты из SkyGen, единственного дистрибьютора секвенаторов третьего поколения в России, обучали нас секвенированию на Oxford Nanopore, а компания Illumina даже выделила свои мощности для полногеномного секвенирования, причем для подготовки библиотек мы использовали новейшие реактивы, позволяющие пропустить трудо- и времяёмкую стадию ПЦР-амплификации.
В результате складывается ощущение уникальности полученных знаний: если какие-то дисциплины и можно было бы освоить по литературе, то такой опыт, который получаем мы – своего рода эксклюзив. Наш набор на программу «Геномика и здоровье человека» первый, экспериментальный, и руководители программы регулярно просят нас дать обратную связь. Так, в зимнем семестре одна из студенток попросила объяснить, как правильно заполнять заявки на грант — и уже в весеннем семестре Константин Викторович организовал по этой теме целый курс. Опять же — максимально приближенный к практике.
Из МГИМО на биофак МГУ
По первому образованию я экономист. В 2013 году я заканчивала школу, и передо мной впервые всерьёз встал вопрос выбора будущей профессии. Призерство во Всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку давало возможность вне конкурса поступить на факультет иностранных языков и регионоведения МГУ, но в последний момент я передумала. С моим набором ЕГЭ единственной альтернативой оставалась экономика. Так я и поступила на факультет международно-экономических отношений МГИМО.
Наверное, многие выпускники школ, которые ещё не созрели и не понимают, чего они хотят, принимают не лучшие решения. Так и я выбрала наиболее простой для меня на тот момент вариант. Во время обучения я осознала, что экономика – это совсем не моё. В школе мне нравились все предметы, но особенно меня интересовали естественные науки. В какой-то момент мои школьные увлечения химией вновь дали о себе знать: летом 2015 года я закончила курсы по нутрициологии, начала много читать на смежные темы, написала несколько обзорных статей для блога о спортивном питании.
После бакалавриата мне не хватило смелости что-то резко поменять — и я пошла по экономическому треку дальше. Зря что ли училась четыре года на бакалавриате? И отучилась еще два в магистратуре. Затем год проработала в МИД на дипломатической должности, и мне предложили командировку в Европу. Это означало, что только через 3-4 года я смогу вернуться в Россию и выучиться на специальность по душе. Честно говоря, выбор уезжать или учиться новому дался непросто. Можно даже сказать, что это был экзистенциальный выбор.
Я стала ходить на дни открытых дверей и присматриваться к магистерским программам биологического профиля. В одном из медицинских вузов я услышала историю одной девушки, которая после обучения юриспруденции в МГИМО переучилась на клеточного биолога в магистратуре — тут поняла, что я не одинока во Вселенной. Перед глазами был пример человека, который смог. И я начала искать варианты.
Почему Московский университет
Сначала МГУ казался чем-то недостижимым, но узнав подробнее о его программах, решила попробовать. Требования на биологическом факультете МГУ в сравнении с медвузами оказались намного выше, но я подала заявления на три программы биофака МГУ. Вступительный экзамен на программу «Геномика и здоровье человека» был последним.
Подготовка к поступлению в магистратуру заняла около полугода. Однако, за год до этого, весной 2019 года, будучи на первом курсе экономической магистратуры, я сделала то, что должна была сделать еще в 11-м классе: сдала ЕГЭ по химии и биологии. После ЕГЭ я начала изучать молекулярную биологию по трехтомнику Б. Альбертса «Молекулярная биология клетки». Кроме того, уже перед самым экзаменом, мне очень помогли видео, выложенные в рамках образовательного проекта МГУ Teach-in: они подсказали, каким аспектам будут уделять особенное внимание преподаватели МГУ на вступительных испытаниях.
И когда пришли результаты, оказалось, что для поступления на программу по геномике мне не хватает всего нескольких баллов. А именно на неё я хотела поступить больше всего. Ознакомившись с комментариями экзаменаторов, подала на апелляцию: написала заявление, отправила, и на тот же день мне назначили онлайн-собеседование. Комиссия была благожелательна и приняла мои аргументы. Как оказалось, её интересовали не только знания, но и моя мотивация. В итоге всё прошло успешно — и я поступила в МГУ на желаемую программу.
Одна из проблем, которая решается на нашей магистерской программе – квалифицированные кадры в области геномики. Их в России очень не хватает. А финансирует эту программу компания «Роснефть», благодаря чему я учусь бесплатно. Хотя в любой другой ситуации пришлось бы за обучение платить: в России нельзя окончить две магистратуры за бюджетный счёт.
Через 5 лет…
…я вижу себя в науке. Хотя понимаю, что еще даже года не прошло с тех пор, как я взяла в руки лабораторную пипетку, и пока не чувствую себя независимым исследователем. Хочется, чтобы всегда кто-то стоял рядом и направлял. Говорят, это пройдёт со временем.
Планирую попробовать себя в экспериментальной биологии, хочу пойти в аспирантуру, но дальше пока не загадываю. Однозначно лишь, что хочу остаться в биологии.
Карьеру планирую строить в России, желания уехать за рубеж у меня нет. Возможно, имеет смысл выучиться в аспирантуре за рубежом, получить разносторонний опыт, а потом вернуться в Россию. У нас очень много незанятых ниш, многое еще предстоит развивать. Проблемы в последнее время становятся всё более решаемыми, и я чувствую это на себе. И вообще, где другие видят проблемы, я вижу возможности.