С помощью молекулярно-генетических методов и сравнения морфологии и брачных криков ученые также разобрались с эволюцией тонкоруких чесночниц Юго-Восточной Азии. Исследование было поддержано Российским научным фондом (проект №19-14-00050), его результаты опубликованы в Journal of Natural History.
Новооткрытый вид выглядит столь же примечательно, как его родня из рода Leptobrachium: голова относительно тела будто непропорционально велика, крупные глаза на выкате, радужка глаз — ярко-красная, как у мьянмарского вида L. rakhinense, грацильные вытянутые конечности. Отличает Leptobrachium sylheticum от всех известных родственников ярко-красными пятнышками на нижней челюсти и другими тонкими особенностями морфологии и окраски. Молекулярно-генетические методы подтверждают, что находка не похожа ни на один из известных видов и что в геноме достаточно отличий, чтобы признать пойманную чесночницу новым видом.
С молекулярных методов и начался проект по поиску этой чесночницы. В целом Бангладеш – не самое перспективное в плане исследований биоразнообразия тропическое государство ввиду высокой плотности населения и стремительной урбанизации. Многие естественные экосистемы там нарушены, что негативно сказывается и на биоразнообразии. Но идея искать там новый вид неслучайна и принадлежит она доценту биологического факультета МГУ Николаю Пояркову.
«Большинство видов тонкоруких чесночниц семейства Megophryidae размножается в быстротекущих ручьях в горных лесах и не встречаются на равнинах. Такие особенности биологии привели к формированию большого числа узкоареальных видов, распространение которых ограничено отдельными горными вершинами, — рассказывает Николай Поярков. — Сегодня известно 38 видов Leptobrachium, населяющих южный Китай, Индокитай, Мьянму, восточную Индию, Большие Зондские острова и Филиппины. Мы давно занимаемся этими лягушками, и в статье, вышедшей в 2018 году выяснили, что среди них есть отдельная группа видов (группа L. smithi), населяющая западную часть Индокитая (Таиланд и Лаос) и Мьянму. И тогда, в 2018 году, из базы данных Генбанк я загрузил последовательности ДНК Leptobrachium rakhinense из Мьянмы и приграничных районов на востоке Индии, полученные другими исследователями для других проектов. К моему удивлению оказалось, что пробы из Индии и Мьянмы не образуют монофилетической группы на эволюционном древе рода, то есть не являются близкими родственниками. Сразу стало ясно что в северо-восточной Индии и ее окрестностях встречается какой-то другой вид Leptobrachium, и я стал искать способы исследовать его».
Места находок разных представителей рода Leptobrachium.
Их родство отображено цветом (в соответствии с рис.1).
Места находок нового вида
(Leptobrachium sylheticum) выделены зелёным.
Перед началом пандемии Николай обратился к коллегам из Бангладеш, Хассан Аль-Рази и его супруге Марджан Мария, которые изучают разнообразие амфибий своей родины. Вскоре по всему миру начали вводить ограничения передвижений, и экспедиция началась значительно позже намеченного времени. Тем не менее, она состоялась, прогнозы Николая Пояркова о наличии на северо-востоке Бангладеш нового вида тонкоруких чесночниц сбылись. Во время локдауна ученые детально описали его морфологию, но сделать молекулярно-генетический анализ находки долгое время не удавалось. Все лаборатории в Бангладеш стали заниматься ПЦР-тестированием на COVID-19, и другие заказы не принимали. Тем не менее, секвенирование выполнить удалось, и его результаты лишний раз подтвердили ожидания ученых. Видовой эпитет «sylheticum» находке дали по названию области Силхет на северо-востоке Бангладеш, где эти лягушки обитают (слово “силхет” происходит от санскритского сила-хатта, что значит «каменный рынок»).
Биоразнообразие тропиков настолько велико, что исследователи пока затрудняются давать количественные оценки. Например, герпетофауна тропиков Юго-Восточной Азии предположительно насчитывает не менее 1000 видов амфибий и 1500 рептилий. В последние два десятилетия в этом регионе наблюдается экспоненциальный рост новооткрытых видов. Обусловлен он двумя причинами: во-первых, распространение и доступность молекулярно-генетических методов позволило различать похожие внешне виды и, во-вторых, число войн и подобных конфликтов в регионе значительно уменьшилось в сравнении с XX веком, и многие районы стали доступными для исследователей.
«Для работы нашей группы, которая изучает разнообразие и эволюционные связи амфибий и рептилий Юго-Восточной Азии оба эти фактора имеют первостепенное значение. Вся работа строится на основе коллекций, которые мы собираем в ходе экспедиций в разные районы Юго-Восточной Азии. После возвращения на Родину наступает следующий этап исследований – лабораторный: из собранного материала мы выделяем ДНК и пытаемся понять, что именно нам удалось собрать», — говорит Николай Поярков. И подытоживает: «фауна Бангладеш не так богата, во многом потому что в этой стране с одной из самых высоких в мире плотностей населения, осталось очень мало тропических лесов. Для разработки мер охраны разнообразия герпетофауны Бангладеш необходимы дальнейшие исследования».