«У меня не было сомнений, куда поступать, потому что с седьмого класса я занимался в Кружке юных натуралистов Зоологического музея МГУ․ Все преподаватели так или иначе связаны с биофаком, и тогда я уже понял, что буду зоологом․ Моим научным направлением стала энтомология: насекомых очень много, но далеко не все о них известно, так что несложно найти себе тему по душе․ Я активно занимался наукой — изучал мух, — поступил в аспирантуру, преподавал, но отчислился на последнем курсе․ Это было вполне осознанное решение, связанное с моей нынешней профессией куратора проектов․ Заниматься наукой и просвещением одинаково хорошо очень сложно․ И то, и другое требует много времени․ Фактически это отдельные профессии, и рано или поздно что-то одно перевесит.
Популяризация науки в моем случае выросла еще из школьного увлечения фотографией, в том числе дикой природы. В МГУ на первом-втором курсе я начал писать статьи в журналы. Сначала это были статьи для фотожурналов, а уже потом и для научно-популярных изданий, мы даже с однокурсниками одно время издавали студенческую газету о биофаке Sepiida. Во всем этом мне очень помогал научный бэкграунд — кажется, написать что-то действительно интересное о растении или животном можно, только если хорошо знаешь его биологические особенности. Я писал бесплатно, со временем стало получаться лучше и пошли гонорары, затем я начал читать научно-популярные лекции. Параллельно я работал учителем в школе — это тоже развивало навык говорить просто о сложном, объяснять доступным языком те или иные процессы. По мере развития у меня появлялось все больше проектов, а когда в 2017 году я стал лауреатом премии «За верность науке», то понял, что популяризация у меня действительно хорошо получается, и ушел полностью в нее.
Универсального рецепта, как стать популяризатором науки, не существует. Можно, например, попроситься на стажировку в научно-популярное издание, благо, сейчас много разных интернет-порталов. Поскольку я изначально не планировал быть профессионалом в этой области, у меня получился другой путь. Я просто учился там, где интересно, — годы на биофаке стали одними из самых лучших в моей жизни. Мне нравилась зоология и казалось, что всем вокруг она тоже нравится. Я много писал и читал, по нескольку раз правил свои статьи, стучался во все открытые и закрытые двери, анализировал, почему один материал нашел отклик среди аудитории, а другой нет. Так, количество моих собственных материалов постепенно перешло в их качество.
Знания ученого помогают критически смотреть на мир и адекватно оценивать информацию. Также важно уметь обобщать и концентрироваться на главном: о многом хочется поведать, но не все из этого нужно читателю или слушателю. Классические факультеты дают очень широкий кругозор, а когда ты занимаешься живой природой, то более открыт миру. Плюс у биологов есть одно большое преимущество в популяризаторстве — биология в целом на самом деле очень интересна всем вокруг. Еще мне кажется, на биофаке МГУ хорошо учат рассказывать просто о сложном. У нас прекрасные преподаватели, которые умеют это делать. Это тоже отличный пример популяризаторства. Но работа преподавателя направлена на студентов, мы же можем обращаться к более широкой аудитории».
Если вы хотели бы повторить путь Ильи, советуем подумать о поступлении на биологический факультет МГУ. Подробнее о том, как это сделать, читайте на сайте подразделения.
Источник msu.ru