Результаты помогли выстроить детальную модель становления и перехода европейского населения к земледелию и приблизиться к пониманию происхождения одних из ярких представителей кочевого мира – населению ямной археологической культуры. Исследование опубликовано в престижном журнале «Nature».
Людям всегда было интересно узнать, как именно они произошли, какими были их предки, как сформировались современные народы. Палеогеномика — наука, которая позволяет ответить на эти вопросы, заглянуть в историю человечества на многие тысячи лет назад. При помощи особых технологий выделения генетического материала из найденных при раскопках останков древних людей, ученые могут проанализировать их геном; с применением методов биоинформатики построить математические модели, раскрывающие различные биологические процессы формирования сходства и генетического разнообразия популяций. На основании результатов палеогеномики в контексте археологии и антропологии можно делать выводы об истории древних людей: их происхождении, биологической истории отдельных групп, родственных связях, миграциях популяций в разных географических масштабах.
Уже сегодня ученым стало понятно, что большое влияние на генетическое разнообразие современного населения Евразии повлияли три масштабные миграции, которые произошли в каменном веке. Первая (около 50-45 тыс. лет назад) происходила в период активного освоения континента, когда анатомически похожие на современных людей охотники-собиратели заселили Евразию. Примерно 11 тыс. лет назад на Ближнем Востоке зародилась оседлая культура ранних земледельцев, которая в археологии отмечается как начало неолита (один из поздних этапов каменного века). Древние земледельцы расширили регион своего обитания, продвигая земледельческую культуру в Анатолию и Западную Европу, что следует считать второй масштабной миграцией на континенте. Третья миграция — около 5 тыс. лет назад — связана с культурой причерноморских степных скотоводов, чья мобильность и подвижный образ жизни способствовали масштабным перемещениям кочевников по Евразии.
Современные достижения палеогенетики позволяют детальнее раскрыть, что представляли собой популяции на разных этапах каменного века, какие демографические процессы способствовали развитию и распространению популяций по континенту. Данные дают более глубокое понимание биологической стороны неолитизации (перехода к оседлости и земледелию) в различных регионах Евразии. Особый интерес к этим периодам заключается в том, что переход от охоты и собирательства к ведению сельского хозяйства привел к радикальным переменам в демографии, образе жизни, здоровье и культуре населения.
«На современном этапе развития науки, благодаря новым и впечатляющим результатам палеогеномики, сформировалось несколько международных проектов, которые посвящены истории ранних масштабных миграций в Европе. Только в 2023 году в самых престижных научных журналах опубликовано две итоговые работы по этим многолетним проектам. Полученные результаты взаимно дополняют друг друга, и уже сейчас понятно, что тема не исчерпана целиком. Безусловно, существование таких проектов — это попытка ответить на вопросы, поставленные еще в 1990-е годы антропологами и археологами, которые предположили значительное влияние неолитизации на развитие древних сообществ в Европе. Было понятно, что в различных регионах этого континента процессы оседлости и специализации в образе жизни двигались с разной скоростью и изменения происходили в разных масштабах. Но именно палеогенетики позволили подтвердить, что ранние земледельцы пришли в Европу и распространяли свою культуру не мирным путем. Уже сегодня в арсенале ученых не один пример массовых захоронений европейского населения со следами насильственной смерти, а по данным генетики, благодаря масштабным исследованиям более 1,5 тысяч представителей каменного века, мы можем заключить, что генофонд населения Западной Европы на этапах неолита был значительно замещен мигрантами – ранними земледельцами»,
— прокомментировала Александра Бужилова, доктор исторических наук, академик РАН, директор НИИ и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ, заведующая кафедрой антропологии биологического факультета МГУ, один из авторов исследований.
В цитируемой публикации приведены результаты международного коллектива ученых по популяционной геномике древних людей с подробным описанием доисторических миграций на континентальном уровне. Для этого просеквенировали геномы 317 индивидов (преимущественно из неолитического и мезолитического периодов), которые по своей географии покрывали большую часть территорий Евразии. Полученные последовательности объединили с уже известными ранее, принадлежащими 1600 древним людям, и построили математические модели сходства и различий популяций разных этапов каменного века.
Результаты этого проекта подтвердили выявленное ранее генетическое различие между популяциями Западной и Восточной Европы во времена существования охотников-собирателей вплоть до финала мезолита. Исследователям удалось подтвердить, что в этих географических частях Европы по-разному протекала и неолитизация. С приходом ранних земледельцев на западе Европы произошла практически полная замена популяций во многих ее областях. На смену охоте и собирательству пришли скотоводство и земледелие. Генетическая замена коренного населения привела к снижению родства западноевропейских популяций (сходства в генетической последовательности). Однако в Восточной Европе и Азии все было по-другому: примерно до 4 тыс. лет до нашей эры уровень родства в этих регионах Евразии все еще оставался довольно высоким, сохранялись локальные группы т.н. восточных охотников-собирателей, чей генофонд не менялся долгое время в отличие от западных охотников-собирателей.
По результатам проведенных и опубликованных международным коллективом исследований пристальное внимание также было уделено и кочевникам — представителям ямной культуры, которые обитали в финале каменного века в момент перехода к эпохе бронзы – энеолите. Для этой археологической культуры характерно кочевое скотоводство, в погребениях встречаются мотыги, что свидетельствует о том, что они частично занимались огородничеством. Отличительной чертой представителей этой культуры является погребение усопших в ямах под земляными курганами. Данные генетики показали, что примерно за 5 тыс. лет до нашей эры эти кочевники побывали на территории Западной Европы. Полученные в данной работе результаты позволили предположить, что охотники-собиратели среднего Дона могли быть предками населения ямной культуры. Позднее представители ямной культуры смешались с представителями западноевропейской археологической культуры шаровидных амфор, после чего распространились по регионам Европы. Похожие процессы смешения наблюдались и в Западной Сибири. Исследователи получили новые геномные данные для населения финала неолита и ранней бронзы, обитавших в сибирской лесостепи вплоть до Байкала.
«Сходство популяций на территории Восточной Европы и частично Азии (вплоть до Южной Сибири) – это актуальная тема для понимания биологической истории населения огромной территории. Мы, по-прежнему, не можем детально описать процессы формирования генетического своеобразия населения с приходом оседлости, поскольку эта территория помимо очевидной масштабности характеризуется различными географическими ландшафтами, являющимися природными барьерами для контактов популяций, что способствует сохранению генофонда. К тому же природные условия среды диктовали и развитие определенной специализации в хозяйственной деятельности, что тоже следует рассматривать как факторы генетической изменчивости. Где-то продуктивнее было развивать животноводство, где-то земледелие. В степной зоне могло активно развиваться кочевое скотоводство. Эти факторы должны были способствовать отбору и адаптации к новым условиям жизни населения, а значит и его биоразнообразию. Данные генетики показали, что предковые популяции палеолитических охотников-собирателей на востоке Европы дольше других сохраняли свой генофонд, чем другие европейские группы. Позднее в разных географических регионах специализация в хозяйственной деятельности стала приводить к локальной изменчивости групп. Замечу, что для подробного генетического анализа этих процессов на территории Северной Евразии в нашей стране открыт масштабный проект, поддержанный Министерством образования и науки Российской Федерации. Он объединил несколько творческих коллективов из Института общей генетики РАН, Института археологии РАН, ФИЦ «Биотехнологии» РАН, МГУ и университета «Сириус». И тут немаловажное место в нашем проекте занимает изучение народов степной и лесостепной части Восточной Европы, это кочевые культуры разных периодов от энеолита до раннего железного века. Уже получены первые результаты, которые в настоящее время готовятся к публикации»,
— дополнила Александра Бужилова.