Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
 +7 (495) 939-10-00 — справка МГУ
 +7 (495) 939-27-76 — деканат
Приемная комиссия
+7 (495) 939-36-57
  abiturient.bio@org.msu.ru

Роль тета–ритма в обучении комплексным стимулам показали в НОШ МГУ

Окт 16, 2025
Представители Междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ с помощью магнитоэнцефалографии исследовали, как мозг кодирует комплексные сигналы в процессе обучения.

Результаты опубликованы в журнале «Экспериментальная психология». Ученые выяснили, что при комплексном стимуле мозга вовлекаются механизмы связывания, в которых тета-ритм выступает универсальным кодом взаимодействия гиппокампа и коры.

Человеческое поведение во многом зависит от умения воспринимать и объединять отдельные стимулы в целостные образы. Такие механизмы — основа обучения и памяти. Однако роль коры больших полушарий и гиппокампа в связывании элементов в единую конфигурацию оставалась до конца неясной.

В исследовании ученых МГУ участникам предъявляли зрительные и слуховые стимулы — как по отдельности, так и в виде комплексных комбинаций. Часть из них сопровождалась электрокожным раздражением. Учёные анализировали активность мозга с помощью магнитоэнцефалографии, фиксируя колебания в тета-диапазоне. Тета-ритм (4-12 Гц) является главным ритмом, организующим нейронную активность гиппокампа во время решения поведенческих (когнитивных) задач.

Результаты показали, что именно при обучении на комплексные стимулы мощность тета-осцилляций значительно возрастает, причём активируются префронтальные, височные и теменно-затылочные области мозга. Это свидетельствует о взаимодействии гиппокампа с ассоциативными зонами новой коры при формировании целостных представлений.

«Наши данные показывают: когда мозг сталкивается с комплексным стимулом, он работает не просто как сумма отдельных элементов. Вовлекаются механизмы связывания, в которых тета-ритм выступают универсальным кодом взаимодействия гиппокампа и коры. Это позволяет человеку быстрее формировать целостные ассоциации и делает поведение более адаптивным», — подчёркивает Борис Чернышев, доцент кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Работа подчёркивает фундаментальное значение конфигурационного обучения: именно оно обеспечивает способность человека распознавать сложные образы и предсказывать события на основе многокомпонентных сигналов.

Источник: msu.ru

Последние новости