Съезд открыли руководители ведущих образовательных ведомств страны и Московского университета. На пленарном заседании с приветственными словами и докладами выступили:
- Виктор Садовничий, ректор МГУ, академик РАН, Герой труда РФ;
- Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
- Сергей Кравцов, министр просвещения РФ.
В рамках церемонии состоялось торжественное награждение педагогов ведомственными наградами Министерства просвещения.






Ректор МГУ Виктор Садовничий, напомнив, что одним из итогов предыдущего съезда стало учреждение Дня математика (1 декабря), выступил с новой знаковой инициативой. Он предложил учредить День биолога и проводить его ежегодно 15 мая – в день рождения выдающегося отечественного учёного, нобелевского лауреата, почётного профессора МГУ Ильи Ильича Мечникова.
«Этот праздник смог бы объединить всё биологическое сообщество страны», – отметил ректор.
Министр Валерий Фальков рассказал о Комплексном плане повышения качества математического и естественно-научного образования до 2030 года, разработанном при участии МГУ. План включает 40 конкретных инициатив по совершенствованию преподавания математики, физики, химии и биологии. Отдельно министр отметил роль Адыгейского государственного университета как координатора в этой работе в партнёрстве с МГУ, а также рассказал о развитии сети математических центров мирового уровня в России.

Центральным событием для биологического сообщества стал пленарный доклад декана биологического факультета МГУ, академика РАН Михаила Петровича Кирпичникова. Он подчеркнул, что математика и искусственный интеллект становятся фундаментом для прорывных направлений современной биологии – таких как инженерная и синтетическая биология.
«Без современной математики вряд ли можно быстро развивать эти направления, – заявил академик. – Уже сейчас с помощью ИИ создан первый в мире искусственный вирус, что показывает: отставание в этих областях может составлять угрозу национальной безопасности».
Академик Кирпичников привёл оценку глобального экономического вклада инженерной и синтетической биологии: к 2030 году их применение в различных секторах может приносить мировой экономике до 4 триллионов долларов в год.
«XXI век неизбежно будет веком развития инженерной и синтетической биологии в самых разных областях: в реальном секторе экономики, в медицине, в социальной сфере», – заключил декан.
Это делает критически важным повышение качества преподавания математики и биологии в школе и обеспечение плавного, «бесшовного» перехода выпускников в университет.

















Второй день съезда прошёл на биологическом факультете МГУ, собрав около 300 учителей биологии и математики из разных регионов. Более 700 участников присоединились к мероприятиям в онлайн-формате. Педагоги приняли активное участие в обсуждении актуальных вопросов с лекторами и модераторами в рамках четырёх тематических секций:
- Интеграция математических методов в преподавание биологии: фокус на итоговую аттестацию
- Совершенствование системы олимпиад и творческих конкурсов школьников и студентов
- Вопросы междисциплинарной подготовки биологов в высшей школе России
- Школьные учебники базового уровня и учебно-методические ресурсы по биологии
На протяжении всего дня в холлах факультета работала постерная сессия, где представлялись современные методические разработки, а также выставка «Мой учитель», посвящённая выдающимся педагогам биологического факультета МГУ.

Съезд стал важным шагом в консолидации усилий школьных учителей, университетских преподавателей и государственных институтов для воспитания нового поколения учёных, готовых отвечать на вызовы времени на стыке биологии, математики и технологий.