Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова
 +7 (495) 939-10-00 — справка МГУ
 +7 (495) 939-27-76 — деканат
Приемная комиссия
+7 (495) 939-36-57
  abiturient@mail.bio.msu.ru

Новый формат экзамена по английскому языку

Окт 17, 2014
Новый формат экзамена по английскому языку


                            Новый век – новые перспективы


    


Московский университет как флагман российского образования постоянно совершенствует методику обучения своих студентов — будущих ученых и просто отличных специалистов. На этот раз качественный скачок был совершен на биологическом факультете, где 27 мая 2014 года впервые прошел экзамен по английскому языку международного формата, который уже хорошо известен на рынке образовательных услуг, но пока не добрался до российских вузов.


Все мы когда-то задумывались над тем, что нужно, чтобы стать успешным в жизни. Поступить в престижный вуз и окончить его, получить интересную и высокооплачиваемую работу, стать хорошим, компетентным специалистом. В наш век уже недостаточно просто на высоком уровне знать свой предмет, необходимо быть конкурентоспособным на рынке труда. Научное сообщество давно вышло за границы одноязычного пространства отдельно взятой страны, и, таким образом, назрела необходимость уметь представить всему миру свои идеи и разработки на всевозможных международных конференциях, в том числе, онлайн. Да и ни одна уважающая себя коммерческая организация не обходится без международных контактов или хотя бы стремится к ним. И без английского тут не обойтись. Английский нужен сейчас всем: и биологам, и физикам, и химикам. Это факт. Новая реальность. Именно поэтому сегодня стали так популярны разнообразные международные экзамены, подтверждающие уровень владения английским языком: FCE, CAE, IELTS, TOEFL и др. В большинстве своем они соотнесены с Общеевропейской шкалой уровней владения иностранными языками (CERF), узнаваемой и признаваемой во всем мире. Однако сдача подобных экзаменов и подготовка к ним нередко требуют значительных денежных и временных затрат, что не все студенты могут себе позволить, а значит настало время для качественных перемен в подготовке будущих кадров в стенах вузов, чтобы у студентов не было необходимости дополучать языковое образование где-то еще.


     Новый век принес значительные перемены в подходы к обучению иностранным языкам как в школе, так и в вузе. С начала двухтысячных для контроля за усвоением получаемых в школе знаний была введена система единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Подготовка к ним требовала несколько иной работы как учителя, так и учеников. Так, в части иностранных языков отпала, например, необходимость зазубривать бесконечные топики, большинство из которых невозможно было применить в повседневной жизни (вряд ли вы каждый день рассказываете кому-то о Биг Бэне, конечно, если только вы не преподаватель английского!). Со временем учителя и учащиеся привыкли к новому виду подготовки к экзаменам и стали появляться первые результаты. А они, признаться, оказались даже лучше, чем можно было ожидать. Уровень языковой подготовки в школе повысился, и планируется, что с 2020 года экзамен по иностранному языку войдет в перечень обязательных выпускных экзаменов.


Естественно, положительная динамика в получаемых учениками в школе знаниях стала очевидна для преподавателей вузов. Профессорско-преподавательский состав постепенно приходит к выводу, что настала пора и там сменить ориентиры контроля получаемых студентами знаний с традиционной формы на новую. Особенно революционной является такая смена для студентов технических и естественнонаучных специальностей, поскольку традиционно они обучаются в основном чтению, письменному переводу со словарем и пересказу текстов, что в рамках современного развития общества перестало удовлетворять потребностям рынка труда.


  Кроме того, назрела необходимость ввести более объективную и разностороннюю оценку знаний по иностранному языку, чем привычная пятибалльная система оценивания. Сплошь и рядом встречаются случаи, когда хорошую или даже отличную оценку студент получает за усердие и стремление выполнять требования преподавателя, а не за реальные знания. По опыту можно сказать, что четверка одного факультета, не говоря уже о разных вузах, может соответствовать и пятерке, и тройке другого, и это невозможно предугадать заранее, не протестировав студента.


 Экспериментальный экзамен нового образца, целью которого является выполнение поставленной ректором МГУ задачи обеспечить владение английским языком выпускниками неязыковых факультетов университета не ниже уровня В2 по Общеевропейской шкале, было решено провести на базе биологического факультета МГУ. По поручению председателя Учебно-методического совета биологического факультета профессора А.И. Кима и при поддержке студсовета кафедра английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения разработала для студентов биофака, оканчивающих курс бакалавриата, итоговый сертификационный экзамен по английскому языку международного формата. Чем же отличается новый формат от привычного, традиционного варианта, состоявшего из чтения, перевода, пересказа и аудирования текстов биологической тематики?


Новый экзамен продолжается 4 часа и состоит из письменной и устной частей, которые в совокупности включают в себя 5 разделов: чтение, лексико-грамматический тест, аудирование, письмо и говорение. Как видим, проверке подлежат все 4 вида языковой деятельности, а также их лексико-грамматическая основа, при этом четко прописанные жесткие количественные и качественные критерии оценки позволяют избавиться от субъективизма. Дифференциация внутри уровня В2, проградуированного на подуровни А, В и С, позволяет соотнести результаты экзамена с привычными баллами 5, 4 и 3, которые положено проставлять в диплом. При успешной сдаче экзамена студент – в дополнение к диплому — получит также сертификат Московского университета, соответствующий принятому в мире формату и подтверждающий его уровень владения английским языком. Кроме всего прочего, именно такая оценка знаний и умений студентов требуется зарубежными университетами, куда нередко отправляются учащиеся МГУ, осуществляя свое право на академическую мобильность.


В экспериментальном итоговом сертификационном экзамене по английскому языку на уровень B2 за курс бакалавриата 27 мая 2014 года добровольно приняли участие 20 человек: студенты-биологи 4 и 5 курсов и аспиранты, уже сдававшие ранее выпускной экзамен по английскому языку в традиционной форме (см. газету «Московский университет» № 15 (4479) сентябрь 2014; электронная версия: https://massmedia.msu.ru/userfiles/gazeta/msuniversitet_09.14_3.pdf ). Многие из них отметили, что подобная форма сдачи итоговых экзаменов – это веяние нового века, требование современной жизни, необходимое условие, чтобы выйти из стен университета компетентными, грамотными специалистами, способными представлять свои работы на научных международных конференциях, где основным рабочим языком является, как известно, английский.


     Все экзаменуемые подчеркнули, что они заинтересованы в получении сертификата, выдаваемого после экзамена нового формата, т.к. все они уверены, что оценка уровня владения английским языком по Общеевропейской шкале будет более объективной и предпочтительной для их будущего работодателя. 20% экзаменуемых уже ранее пытались готовиться к сдаче международного экзамена (FCE и TOEFL), что показывает осознание ими необходимости иметь сертификат. Теперь же у них будет возможность получить подобный документ бесплатно в рамках университетской программы изучения английского языка. Но что самое важное для студентов биологического факультета, данный сертификат будет подтверждать не только их уровень владения общим английским, но и владение биологической лексикой на иностранном языке, поскольку экзамен разрабатывался целенаправленно для студентов биологического факультета, где кроме общего английского (General English), преподается язык для специальных целей (English for Special Purposes). 85% экзаменуемых высказали предпочтение экзамена международного формата по сравнению с традиционным, несмотря на то, что половина студентов отметила, что он гораздо сложнее традиционного. По итогам экзамена были получены следующие результаты: 11 человек из 20, т.е. 55% экзаменуемых, получили максимальную оценку, то есть В2 А, 40% студентов получили отметку В2 В, или «хорошо», что говорит о готовности студентов естественнонаучных специальностей к сдаче более сложного, по сравнению с традиционным, экзамена нового формата на уровень B2 по Общеевропейской шкале.


Особо стоит отметить группу молодых преподавателей кафедры английского языка для естественных факультетов в составе С.Ю. Казанцевой, В.В. Нохриной, А.Ю. Волковой, А.А. Хакимовой, И.А. Харламенко и А.А. Фурсовой, образовавших учебно-методическую комиссию по подготовке к экзамену нового формата, и тот огромный объем работы, который был проведен. Сложность заключалась не только в тщательном подборе материалов строго на биологические темы, но и в разработке методических указаний, без которых невозможно было бы подготовить всех преподавателей кафедры к грамотному проведению и проверке экзамена. Кроме того, была создана демо-версия экзамена, заранее выложенная на сайте биологического факультета, чтобы дать возможность экзаменуемым должным образом подготовиться к новой форме работы. В результате экзамен прошел «гладко» и без эксцессов. В дальнейшем предстоит приложить еще немало усилий, чтобы создать и внедрить новые методики подготовки студентов к сдаче, а преподавателей к приему экзамена общеевропейского формата, хотя работа в этом направлении уже начата.


В частности, с 1-го семестра 2013-2014 учебного года на биологическом факультете был внедрен новый учебник по грамматике английского языка MyGrammarLab известного издательства Pearson. Особенностью данного учебника является его мощная мультимедийная поддержка в виде учебного сайта и мобильного приложения. Внедрение ИКТ в учебный процесс, без сомнения, является большим подспорьем как для преподавателей, так и для студентов. В условиях сокращения аудиторных часов необходимо часть учебного материала отдавать на самостоятельную отработку студентам. Современные технологии ИКТ позволяют студентам иметь доступ к учебным материалам и упражнениям в любое время, в любом месте. Исправление ошибок и оценивание выполненных заданий проводится программой автоматически, что высвобождает время студентов и преподавателей, позволяя посвятить его изучению языка для специальных целей.


Инициированный руководством биофака коренной пересмотр способов проверки и оценивания знаний студентов по английскому языку – лишь один из элементов формирующегося на факультете принципиально нового подхода к организации и содержанию преподавания предмета «Иностранный язык» на естественнонаучном факультете. Ясно, что сдача выпускного экзамена по английскому языку в новом формате потребует серьезных изменений как в программе подготовки бакалавров, так и в содержании учебных материалов. Кроме того, планируется возвращение на биофак преподавания других иностранных языков для интегрированных магистров, успешно сдавших сертификационный экзамен по английскому языку на уровень В2 за курс бакалавриата. При этом в магистратуре студентам в обязательном порядке читаются два лекционных курса на английском языке – один биологической, а другой гуманитарной направленности. Последний, благодаря практическим занятиям по курсу, имеет дополнительной целью развитие так необходимых студентам языковых навыков конспектирования лекций и создания собственных презентаций на английском языке.


Осуществление этих замыслов поднимет преподавание иностранных языков на биологическом факультете на качественно новый уровень, но потребует и от студентов, и от их преподавателей больших усилий и серьезной работы. Пожелаем же им удачи! Дорогу осилит идущий.


 


Л.В. Полубиченко


зав. кафедрой английского языка для естественных факультетов


факультета иностранных языков и регионоведения


 


Последние новости