В школе приняли участие студенты из Китая, Колумбии, Мексики, Германии, США, Индии и России. Одни студенты приехали на курс для освоения нового для себя аспекта биологии, а другие – для совершенствования в методах эмбриологии и биологии развития.
Преподавателями школы стали специалисты в разных областях биологии развитии из США, Норвегии, Австрии и России, использующие в своих исследованиях как классические методы эмбриологии, так и современные молекулярные подходы.
СЛУШАТЕЛЯМИ ШКОЛЫ СТАЛИ студенты, аспиранты и молодые исследователи из следующих институтов и ВУЗов:
- Universidad Nacional Autonoma de Mexico, Мехико, Мексика
- Florida International University, Голливуд, Флорида, США
- The University of Manchester, Великобритания
- Ludwig-Maximilians-University LMU, Мюнхен, Германия
- CSIR – National Institute of Oceanography, Гоа, Индия
- The Natural History Museum, Department of Earth Sciences, Лондон, Великобритания
- Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия
- Санкт-петербургский Государственный Университет, Россия
- Московский государственный университет имени МВ Ломоносова, Россия
ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ВЕЛИ:
- проф. Марк Мартиндейл (Лаборатория морских биологических наук имени Уитни, Университет Флориды, США);
- проф. Андреас Ваннингер (Кафедра интегративной зоологии, Венский университет, Вена, Австрия);
- проф. Владимир Малахов (Кафедра зоологии беспозвоночных, МГУ, Москва, Россия);
- проф.. Александр Ересковский (Средиземноморскй Институт экологии и биоразнообразия, Марсель, Франция; кафедра эмбриологии, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия);
- проф. Лев Белоусов (Кафедра эмбриологии, МГУ, Москва, Россия);
- проф. Мария Семенова (Кафедра эмбриологии, МГУ, Москва, Россия);
- проф. Александр Цетлин (ББС, МГУ, Москва, Россия);
- д-р Андреас Хайноль (Международный центр по морской молекулярной биологии имени Сарса, Берген, Норвегия);
- д-р Андрей Островский (Кафедра палеонтологии, Венский университет, Вена, Австрия; Кафедра зоологии беспозвоночных, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия);
- к.б.н. Игорь Косевич (Лаборатория биологии развития, МГУ, Москва Россия);
- к.б.н. Юлия Краус (Кафедра биологической эволюции, МГУ, Москва, Россия);
- к.б.н. Наталия Будаева (Музей университета Бергена, Берген, Норвегия);
- д-р Григорий Генихович (Кафедра молекулярной эволюции и развития, Венский университет, Вена, Австрия);
Ольга Котенко (Кафедра зоологии беспозвоночных, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия); - к.б.н. Андрей Прудковский (Кафедра зоологии беспозвоночных, МГУ, Москва, Россия);
- д-р Кармен Андрикоу (Международный центр по морской молекулярной биологии имени Сарса, Берген, Норвегия);
- к.б.н. Станислав Кремнёв (Кафедра эмбриологии, МГУ, Москва, Россия);
- к.б.н. Денис Никишин (Группа эмбриофизиологии, Институт биологии развития Москва, Россия);
- к.б.н. Юлия Храмова (Кафедра эмбриологии, МГУ, Москва, Россия);
- Андрей Лавров (Кафедра зоологии беспозвоночных, МГУ, Москва, Россия);
- к.б.н. Надежда Римская-Корсакова (Кафедра зоологии беспозвоночных, МГУ, Москва, Россия).
Отличительной чертой школы, было то, что на этой школе студенты получили базовые знания по культивированию эмбрионов, обучились приемам оплодотворения, содержанию и кормления личинок. Студенты изучали разнообразие типов дробления, гаструляции, и последующих стадий развития морских беспозвоночных, научились документировать разные стадии с помощью примемов зоологического рисунка и разными методами микроскопирования. Среди последних студенты освоили применять фазовый контраст, светлое и темное поле, оптику Номарски для фотограцирования личинок разного типа (например, прозрачных/ непрозрачных) на оборудовании Leica, Nikon и Olympus. Кроме того, на школе были использованы не модельные объекты, а объекты, собранные в акватории Белого моря. Как правило, на эмбриологических курсах студентам преподают развитие только модельных организмов, с тем, чтобы в дальнейшем на них ставить молекулярно-генетические эксперименты — это хорошо, только когда студенты уже владеют базовыми знаниями и знакомы с классическими методами биологи развития.
Отличительной особенностью этого курса было то, что помимо освоения классических методов эмбриологии, студенты получили опыт в экспериментальной эмбриологии в ходе выполнения коротких проектов по иммуноцитохимической окраске ресничек, мускулатуры и нервной системы разных стадий развития и разных типов трохофорных личинок (с помощью реактивов ThermoFisher), по мечению EdU для изучения пролиферативной активности клеток у Стрекающих, по фармакологическим экспериментам с применением ингибиторов на развитие спиральнодробящихся животных, по регенерации губок и формированию примморфов.
Важно, что преподаватели школы читали по 2-3 вечерних публичных лекций, на которых собирались до 50-60 человек, находящиеся на биостанции (аспиранты, научные сотрудники и гости станции, а также студенты, как невыбравшие, так и выбравшие свою специальность, например, студенты кафедр эмбриологии, клеточной биологии, зоологии беспозвоночных, физиологии человека и животных). Кроме того, учебные лекции перед началом отдельных практикумов могли посещать все желающие на станции.
В ходе подготовки школы, а также во время ее проведения была составлена методичка-атлас по развитию беспозвоночных, которые легко собрать в окрестностях ББС МГУ и которые легко культивируются в лабораторных условиях. Эта методичка теперь доступна для студентов, аспирантов, а также научных сотрудников на станции.
The White Sea Invertebrates Development.pdf МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ — АТЛАС ПО РАЗВИТИЮ МАССОВЫХ ВИДОВ БЕЛОМОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 7.49 MB Скачать Просмотр |
В ходе школы учащиеся и преподаватели сблизились в ходе дружного времяпрепровождения, завели контакты, запланировали совместные научные проекты. Многие преподаватели высказывали необходимость о регулярном проведении школы и готовы принять участие в следующих подобных курсах. Кроме того, отечественные и иностранные специалисты выразили высокую заинтересованность в работе на ББС МГУ для выполнения собственных проектов в области биологии развития. В целом все мероприятие прошло очень интенсивно, интересно и плодотворно, как в учебном, так и в научном плане.